Что такое марафон из 2-х часов?

Очень мало сейчас свободного времени в горячую пору осенних марафонов, но этот текст я не мог не написать.

Хотел его сделать еще давно, после первого шоу “марафон из 2-х”, но забил, а тут уже и второе подкатило.

Первое проплатил спортбренд, хоть и с подмоченной репутацией, а второе шоу оплачивает уже химический концерн с репутацией самого грязного производства в Великобритании.

Вот уж точно - грязные деньги в прямом смысле и пахнущие химией. Но - “деньги не пахнут” и show must go on!

В этот раз широкая публика уже не ведется на “прорыв человечества”, “полет на Луну” и тд. Даже пришлось перенести “1:59” из Лондона в Вену. И причина - не погода, а очень маленький интерес просвещенной в спорте британской публики.

Вена не избалована большим спортом, так что мэрия согласилась.


Ну а теперь к делу.

Первое и самое-самое главное.

Это все не спорт. Это все шоу.

Это значит, что НИКАКИЕ правила легкой атлетики и спорта ВООБЩЕ не применимы к этому ивенту. Можно ВСЕ. Разве это плохо, спросите вы? Просто это превращает все в полную бессмыслицу - 100% пиар-акция. Никаких спортивных прорывов за этим не стоит.

Методика тренировок у Элиуда Кипчоге остается одна и та же уже много лет. Это признали даже найковские специалисты во время подготовки к первому представлению. Ничего нового они не сумели предложить тренеру Патрику Сангу.

А что же стоит за цифрой марафон из 2 часов? Спортивная наука? Нет! Физика и химия на уровне школьной программы.

 

  1. Аэродинамика.

Самое главное оружие это физика, а если точнее аэродинамика. Авто с большим экраном перед бегуном, а затем точно построенная трапецией когорта пейсмейкеров прямо перед ним.

 

 

Это классический драфтинг. Всем, кто смотрит велогонки, знаком этот эффект: как велогоны работают в команде, как разгоняют спринтера на финиш и тд.

В беге уже такое есть в ограниченном виде на больших марафонах, когда стена пейсов ведет лидеров, пока может. Лучших марафонцев мира - Кипчоге и Бекеле - с трудом до половины дистанции. Правила суровые: нельзя менять пейсов по ходу дистанции, чтобы они свеженькие выскакивали из засады.

Медленным бегунам трудно понять значение такого уровня драфтинга, скорость 2:50/км очень далека от них, подавляющее большинство и 200 м не пробежит так. Они никогда не бежали так, чтобы почувствовать, как пробиваешь стену воздуха.

А вот темп бега на 42.2 км за 1:59:59

100m – 17.08s

200m – 34.17s

400m – 1m 8s

800m – 2m 16s

1500m – 4m 16s

5000m – 14m 13s

10000m – 28m 26s

Half-marathon – 59m 59 s

Marathon – 1h 59m 59s


Сколько вы пробежите в таком темпе, чтобы почувствовать сопротивление воздуха?

Вот если бы за Кипчоге ехало авто с огромным вентилятором и ветер подгонял его в спину, это было бы понятнее.

Вот как в этом трюке Гэтлина:


 

 

Только этот цирк трудно выдать за “достижение”, а бег за плотной группой постоянно менящихся четырех десятков пейсов, бегущих в строго очерченных лазером границах, рассчитанных по всем законам аэродинамики, можно попробовать.

Хотя эффект тот же самый: серьезно организованный драфтинг равен сильному попутному ветру.

Вот тут все объяснено просто и понятно - экономия энергии до 40%!

И ответ почему пейсы выстраиваются трапецией: чтобы защитить Кипчоге от турбуленции сзади


 


 

Конечно, в беге скорости другие, 40% нет, но хватит же и 4-х!

И драфтинг дает основную прибавку в темпе бега. Не зря ведущий спец по велогонкам Великобритании Sir Dave Brailsford тоже член команды “прорывного бега”.

 

 

 

2. Обувь

Главная причина, ради которой было затеяно первое шоу это реклама новой технологии марафонок. До сих пор идут споры и дискуссии о легитимности такой спортивной обуви. Но пока она разрешена. Однако есть нюанс, который меняет все.

По правилам легкой атлетики, любая обувь должна быть доступна “в разумных пределах” всем желающим и не давать “нечестного преимущества”. Все марафонки, в которых бегут на соревнованиях, могут быть проверены и исследованы.

Но, напоминаю, эти шоу НЕ соревнования и Кипчоге может бежать в любых тапках - пружинки, пластинки, да хоть моторчик реактивный, никто не может ему запретить все это использовать. Это его личное дело.

Уже после первого шоу выяснилось, что публике продают не то, в чем бегут топы, у которых вариант ELITE. А у самых элитных топов вообще другие марафонки, внешне замаскированные под ELITE.

 

 

Кипчоге уже заявил, что внес “усовершенстования” в свои марафонки. И что мы видим? Упругие пластинки, т.е. по факту пружинки. Те самые, из-за которых в свое время были запрещены марафонки Spira.

 

 

К таким марафонкам надо привыкнуть, они должны быть настроенны под ваш вес и вашу силу ног, зато потом длина шага у вас значительно увеличивается при том же расходе драгоценной энергии.

Что будет скрыто в тапочках Кипчоге на этот раз?

 

3. Допинг

Скажу сразу, я НЕ обвиняю Кипчоге в допинговом мошенничестве. Однако.

Когда было объявлено это второе шоу “1:59”, многие, в том числе и я, написали оргам и лично Кипчоге: вы тратите миллионы долларов на этот цирк, давайте тогда устроим реалити-шоу. Оплатите кровяной допинг-тест каждую неделю подготовки в рэндомном режиме и выкладывайте в открытый доступ результаты. Чтобы придать хоть какую-то легитимности происходящему. Ответа нам не последовало.

Кипчоге находится в пуле IAAF, WADA и кенийского антидопинга. Последний мы вычеркиваем из списка - он не работает, и это мягко сказано.

Международный антидопинг проверяет Кипчоге в плановом режиме и, я думаю, скорее всего, не так уж часто. Кипчоге не участвует в официальных стартах с 2016-го года. Основная тяжесть проверок ложится на Марафоны Мэйджоры. Но и в них Кипчоге этой осенью не бежит. Зачем тратить лишние деньги? Остаются только плановые нечастные проверки. Как легко обходят эти проверки кенийские бегуны, мы видели уже много раз.

Последняя линия обороны антидопинга это соревновательный допинг-контроль. Проверка после старта и частенько непосредственно перед.

Но  “Sub2” и “1:59” - это НЕ соревнования и никакого соревновательного допинг-контроля не было и не будет. Если только орги не оплатят его спецом или допинг-инспекторы не появятся по своей воле в рамках плановой проверки. Что-то мне подсказывает, что вряд ли.

 

4. Питание

Постоянное питание на дистанции в любой момент из рук заботливого сопровождения на веле, что запрещено правилам.

 

5. Длина дистанции

Я не нашел нигде информации, кто и как промерял трассу в Вене. В первом шоу это был эксперт высшей категории ИААФ.

 

6. Хронометраж
 

Кто ответственен за хронометраж?

 

Маловероятно, что трасса окажется короче, хотя надо совсем чуть-чуть, учитывая, что будет 4.4 круга по ней.

Маловероятно, что будет подкрученный хронометраж - это легче всего контролировать. Хотя я помню, как на финише Sub2 внезапно исчез секундомер с экранов. Думаю, что был огромный соблазн оргам ивента подкрутить эти злосчастные 26 секунд, но пиарщикам быстро объяснили, что сотни людей по всему миру запустили свои секундомеры и это будет гигантский скандал.

 

А завершить я хочу сравнением из своей любимой астрофизики.

Мысленный эксперимент в стиле Альберта Эйнштейна.

Представим, что на Марсе уже есть человеческое поселение. И там построили первоклассный легкоатлетический манеж.

 

 

Мы сажаем в скоростной космический корабль Марию Ласицкене и Мутаза Баршима - лучшую прыгунью и прыгуна в высоту на данный момент.

Привозим Марию и Мутаза в Марсополис и устраиваем шоу “Прыжки под музыку на Марсе” - впервые в истории!

И Ласицкене прыгает в высоту на 5 метров 25 сантметров! ВАУ!

А Баршим на 6 метров 31 сантиметр! ВАУ!

При том, что действующий мировой рекорд в женской высоте 2 метра 9 сантиметров, а мужской 2 метра 45 сантиметров.

И пиарщики проекта, скажем, производителей горючего ликуют - вот исторический прорыв, вот реальные возможности человека! Мы помогли атлетам реализовать свою мечту! Спортивные ученые дают интервью, как они помогли замшелым тренерам изменить свои методики и тд, и тп.

А реальность такова, что сила тяжести на Земле 9.807 м/с2, а на Марсе 3.711 м/с2. Вот и весь фокус-покус.

 

Я очень сильно удивлюсь, если Кипчоге не разменяет 2 часа на марафоне в таких условиях. Я считаю, что он может пробежать 42.2 км за 1:57! Но в этот раз ему хватит и 1:59:59.

Это же новая золотая жила для марафонцев. Раньше это было доступно только прыгунам с шестом: Сергей Бубка и Елена Исинбаева заработали большие деньги, поднимая мировой рекорд по сантиметру за раз, хотя были готовы прыгать на 5-7 сантиметров выше. Бубка и Исинбаева в итоге не реализовали свой потенциал и их рекорды уже побили - абсолютный Бубки и в помещениях Исинбаевой, но счет в банке это лучше, чем строчка в статистике.

А теперь Кипчоге и Бекеле могут продавать свои марафоны 1:59, 1:58, 1:57 новым и новым компаниям. Масса фирм, да и отдельных личностей, для которых 3-4 миллиона долларов это крошечные деньги.

Так что если вы будете смотреть шоу “1:59” или увидите потом результаты, то не забудьте, что все это имеет такое же отношение к настоящим достижениям человека, как прыжки на Марсе к прыжкам на Земле.

UPD

Вот, можно внимательно рассмотреть тапочки-монстры, в которых "побежит" Кипчоге: вот уж настоящие ходульки с пружинками. Реальный цирковой номер, специально избегал сравнения с цирком до последнего, использовал "шоу", но это уже реальный цирк.

 

 

 

 


 

Добавить комментарий

Отправляя комментарий, вы принимаете пользовательское соглашение и даёте своё согласие на обработку ваших персональных данных.

35 комментариев

Василий ПАРНЯКОВ видимо не знает что такое нити в пене zoom, либо лукавит. Это не ПРУЖИНЫ!! это обыкновенные НИТИ, как в любых других nike zoom. делать такие выводы не разбираясь в вопросе... мда

а смысл какой в этой статье?
этот забег - коммерческое мероприятие. И по другому, никто его и не представлял.

Василий ПАРНЯКОВ

А что, Чикагский марафон, где был установлен женский мировой рекорд не коммерческое мероприятие - слово-то какое откопали)))?
Смысл в просвещении, конечно.

Василий, а как так Кипчоге не участвует в оф стартах с 2016 года?

Берлин 2018 с мировым рекордом, Лондон 2019 сентябрь

Василий ПАРНЯКОВ

Официальные старты это чемпионаты: Мира, Европы, Африки, Кениии, Олимпиады. "Кипчоге не участвует в официальных стартах с 2016-го года. Основная тяжесть проверок ложится на Марафоны Мэйджоры. Но и в них Кипчоге этой осенью не бежит. "

Сентябрь 2019 Лондон (осень + мейджор)

Василий ПАРНЯКОВ

Это вы о чем? Лондонский марафон весной был и есть всегда

Добрый день! Я скажу сразу, что критично отнеслась к посылу вашей статье. Этот результат не про установление мирового рекорда, а о команде, технологиях, поддержке, целеустремленности. Благодаря Кипчоге появляется большой интерес к легкой атлетике. Деньги, которые вложены, ни Вам..ни мне , не следует считать, не из нашего кармана так сказать. А то, что это окупается, то могу Вам сказать наверняка ( предъявив бизнес-модели и сделав анализ). По поводу проб, не стоит быть категоричным, говоря о том, что с 2016 года он в официальных соревнованиях не участвует. Человек , который в Pull входит, тестируется вне соревнований в том числе. Этот человек и команда заслуживают большого уважения. А мы лишь обыватели и критики, которые смотрят со стороны. Спасибо за Ваш труд и написанную статью

Анна, пул - это не Pull, а pool.

Василий ПАРНЯКОВ

Напишу статью - Найки не вырос в беговом сегменте после sub2 - даже просел

Почти полмиллиона зрителей на Ютубе сейчас смотрят онлайн. Неплохо :)
30 км отмотали, пока держат темп чётко.

1.59:40, однако. Шмог! :)

Глядя на трюк в исполнении Гатлина, подумалось, что Болт в свои лучшие годы и 9 секунд мог бы разменять с таким поддувом. А Гатлин набежал всего лишь 9.45. Так что читерские условия - это важно, но роль личности никто не отменял))

Как пессимистично однако! Василий, если это шоу, ну, и отнесись к этому, как к шоу! Рекорд не засчитают и так.... Но, вот этот твой пассаж про допинг у старика Элиуда - это ты зря! Не пойман, не вор, как говорицца...

Василий ПАРНЯКОВ

Так вот же: Скажу сразу, я НЕ обвиняю Кипчоге в допинговом мошенничестве.

«В этот раз широкая публика уже не ведется на “прорыв человечества”, “полет на Луну” и тд.»

Чисто интересно, сколько телеканалов по всему миру будут транслировать Чикаго или Нью-Йорк?
А вот кто будет транслировать Sub 2 Hour Marathon

Austria: ORF
Australia: Network Seven
France: L’Equipe, Canal+
Italy: Mediaset
Kenya: KBC, Citizen TV & Standard Group
Mexico: Claro Sports
Netherlands: Fox Sports
New Zealand: Sky NZ
Norway: NRK
Spain: TVE - Teledeporte
Pan Africa: MNET, FOX Africa & Star Times
USA: NBC

Василий ПАРНЯКОВ

Открою вам секрет - никто не заплатил за права. Все наоборот - спонсор оплачивает трансляцию

Василий, вы, конечно, все правильно пишете, но вы забыли свой главный аргумент: беговое движение, которое от такого мероприятия только выигрывает. Люди, далекие от бега заинтересовались этим мероприятием, надеюсь, будет куча публики.
Я еще смотрел кучу видео про его подготовку, - очень интересно и мотивирует. Вся атмосфера их лагеря подготовки, интервью итд.
Жаль, конечно, что Кипчоге не бежал с Бекеле в Берлине, но сейчас он, как никто другой продвигает мировое беговое движение .

Василий ПАРНЯКОВ

Напишу отдельно: вкратце - марафонский движ не вырос после sub2

Научите, как можно это измерить :-)
Простой статистикой кол-ва участников в марафонах тут не обойдешься.

Василий ПАРНЯКОВ

Почему нет?

Василий, каков Ваш прогноз (независимо от исхода намеченного на завтра ивента): Кипчоге поедет в Токио защищать олимпийский титул?

Василий ПАРНЯКОВ

Скорее всего да. Очень сильно удивлюсь, если не побежит Кипчоге Токио-2020. Двукратный Олимпийский в марафоне это уже войти в тройку легенд. А на самом деле стать вторым, учитывая, что Церпинский - допер. Стать вровень с Бикилой!
Это будет пища для размышления о причинах, какие бы он не привел официально. Надеюсь, что не будет этой пищи.

Спасибо за ответ. Да, я тоже думаю, что побежит (и тихонько надеюсь, что Бекеле тоже, всё-таки хочется опять увидеть их на одной дорожке, как было, например, в финале 5000м в Афинах, когда их обоих обыграл Великолепный Хишам).
Я, честно, не вполне разделяю Вашу жёсткую позицию по поводу завтрашнего мероприятия, но если Кипчоге откажется от Олимпиады, то стану разделять её куда больше. Поэтому пускай едет в Токио :)

Василий ПАРНЯКОВ

Пускай едет!

Завтра 11.10.2019 Элиуд Кипчоге выйдет на старт и будет пытаться преодолеть 2-часовой марафонский рубеж!

Если вы сейчас в Европе, и у вас есть возможность доехать до Вены, не пропустите это, возможно, историческое событие! Вход в парк Пратер свободный, занимайте место вдоль трассы и наслаждайтесь шоу! Если же нет, то смотрите прямую трансляцию на ютубе завтра утром, старт будет дан в промежутке с 6 до 10 часов утра (по московскому времени), точное время ещё уточняется.

Да пусть прыгают и бегают на химозе они же профи и должны зарабатывать, это нормально...!!!! Раз уже реальные возможностм организма ограничены, то и будущее за химией, увы, а натуралистами останемся мы - любители..

Во многом согласен. Но тогда надо вообще пересматривать весь спорт, начиная с любительского, где чего-только не предпринимается только ради того, чтобы просто добежать марафон часов за 5. Чего только не едят, пьют, на ноги напяливают.

Василий ПАРНЯКОВ

Не согласен, я не пурист-голостопник)))