Подведем итоги Олимпиады в Сочи-2014. Лыжные гонки - чуть выше двойки.
Четыре года СкиРан внимательно следил за перипетиями лыжного спорта. Мы ездили в тренировочные лагеря и на соревнования, болели, сопереживали, общались с лыжниками и тренерами. Сегодня последний день наших домашних Олимпийских Игр. Самое яркое событие в жизни нашего сайта и в спортивной жизни лыжников сборной России, к которому мы все шли долгих 4 года, а кто-то и всю жизнь.
Подведем итоги Олимпиады в Сочи-2014.
Сначала поздравляем всех медалистов Олимпиады Сочи-2014. Каждая олимпийская медаль это счастье! Это награда за годы труда, это пойманная за хвост птица удачи. Это возвращение с Олимпийских Игр с чувством выполненного долга. Это восхитительно!
Вот они российские счастливчики на Олимпиаде в Сочи 2014 в лыжных гонках:
Александр Легков - золото на 50 км и серебро в эстафете
Максим Вылегжанин - серебро на 50 км, серебро в командном спринте, серебро в эстафете
Илья Черноусов - бронза на 50 км
Никита Крюков - серебро в командном спринте
Александр Бессмертных - серебро в эстафете
Дмитрий Япаров - серебро в эстафете
Их спортивная жизнь удалась! Завоевать медаль на домашней Олимпиаде - это круто!
А теперь давайте оценим выступление лыжной сборной России по гамбургскому счету. Без мимими. По-спортивному.
Группа Рето Бургемайстера:
Два лыжника - Легков и Черноусов. Оба с медалями. Единственное золото сборной России.
Оценка: круглая пятерка!
Группа Олега Перевозчикова:
11 лыжников. Три медалиста Олимпиады - Вылегжанин, Бессмертных, Япаров. За индивидуальные медали боролись Вылегжанин и отчасти Устюгов.
Оценка: четыре с минусом для оптимистов или три с плюсом для пессимистов. :)
Группа Юрия Каминского:
6-8 лыжников. Один медалист - Крюков. За индивидуальные медали не боролся никто.
Оценка: два с плюсом. Сам Каминский оценивает свою работу примерно так же.
Отдельно взятый Волженцев - любимец и протеже лично Елены Вяльбе.
Оценка: 0. Увы!
Итого мужская сборная даже без учета Волженцева еле-еле вытягивает на 3 с плюсом!
Женская сборная, группа Григория Меньшенина:
Больше десяти лыжниц.
Оценка: единица. Дадим этот балл - за Жукову и Иванову. Увы, увы, увы. А были надежды на девчонок после Валь ди Фьемме-2013, откуда они привезли две бронзы!
И наша большая, самая большая лыжная сборная в мире, с бюджетом в разы большим, чем у других стран, наработала на домашней Олимпиаде на три с минусом при оптимистичной оценке.
Президент ФЛГР Елена Вяльбе ставила задачу выиграть 4 золота. К концу Олимпиады, правда, Вяльбе уже снизила планку в два раза. Но и это оказалось непосильной задачей.
Сейчас Елена Вяльбе называет Легкова "великим и королем лыж". Но не эти слова мы ждем от Елены Валерьевны. А извинений перед Рето Бургемайстером и Изабель Кнауте, на которых она так долго нападала.
После чемпионата мира в Холменколлене Елена Вяльбе буквально танком проехала по Изабель Кнауте и сделала все, чтобы мини-группа Легкова и Черноусова, которые уже в 2011 году тренировались по индивидуальным планам, прекратила существование. Только благодаря покровительству со стороны министра спорта Виталия Мутко эта группа чудом уцелела и подарила нам в итоге единственную победу на домашней Олимпиаде.
Эти два человека - швейцарец и немка - спасли лицо российских лыж в Сочи 2014.
Спасибо, Рето и Иза!
http://www.youtube.com/watch?v=FZU4LFREspw
Теперь два вечных русских вопроса: кто виноват и что делать?
На наш взгляд, виновата общая система подготовки. Самая эффективная система подготовки - это индивидуальный подход к атлетам. А это можно сделать только в маленьких группах! Что с успехом доказала группа Бургемайстера:
А вот отличный тренер Юрий Каминский так и не смог индивидуализировать подготовку, и у него только Крюков из года в год показывает высокий уровень. Возможно, сократив свою группу до 3-4 гонщиков максимум, Юрий Михайлович смог бы вывести на такой же стабильный уровень еще хотя бы одного гонщика:
От огромной группы явно страдает и Олег Перевозчиков:
Что касается наших девушек, то тут нужны кардинальные изменения. Необходимо преодалеть свою закрытость и начать обогащать свой опыт новыми методиками, черпать их у сильнейших. Например, Шарлотта Калла тренируется с норвежками. Американские лыжницы, сделавшие впечатлящий рывок за последние 4 года, приглашали к себе тренироваться на Аляску Айно-Кайсу Сааринен, ездили тренироваться к шведкам и норвежкам.
Напомним, что Легков и Черноусов много тренировались вместе с Дарио Колоньей. Ездили в Норвегию, гонялись на роллерах с Нуртугом.
У нас огромная зимняя страна. В России множество лыжников, лыжных секций, тренеров, это наш корневой спорт. У нас прекрасный генофонд. Так что, решив методические и организационные проблемы, мы сможем выйти на уровень норвежцев и шведов по стабильности и звездному составу.
Впереди выборы нового президента ФЛГР. На наш взгляд, Елена Вяльбе не самый плохой спортивный руководитель в России. Но она должна извлечь уроки из своих ошибок, сделанных за последнее четырехлетие.
Главные выводы Олимпиады Сочи 2014:
1. Призовые рысаки не вырастают в стойле. В строю не прорастают чемпионы.
2. В группах не должна быть атмосфера овчарни. Норвежская женская команда тому самый яркий пример!
3. Российским тренерам необходимо изучать опыт лучших европейских команд и обогащать свои методики новыми знаниями.
Василий ПАРНЯКОВ
Майя ГУСЕЙНОВА
27 комментариев
выводов, как видится, руководство не сделало, никаких
Очень рад за всех наших ребят кто в медалях. Особенно за Легкого! Добился парень своего. И тоже помню на скиране первые статьи про Кнауте и Бургемайстера. Тогда многие крысились на них. А уж как Вяльбе эта группа бесила. До последнего была против и Черноусова не поставила в эстафету только потому что Илья у Бургемайстера. А по факту выходит что не только золото и бронза на 50 км, но и серебро в эстафете вытянула группа. Без рывка Легкова на 3 этапе может и бронзы не было. Вылегжанин в тот день плохо бежал еле-еле француза обыграл на финише. И норвежцы мужики провалили Олимпиаду. Не зря Нортуг ушел из сборной. Заболел и был не в форме сам, но остальные вовсе никакие. Надо менять подход к тренировкам лыжников полностью согласен.
Морилов когда к Перевозчикову перешел, то добавил серьезно, экмы стал выигрывать. У Каминского последний сезон совсем слабый был. У Петухова наблюдается снижение результатов от сезона к сезону. Победа на чм в паре с Крюковым единственный проблеск. А в 2010 Петухов и Морилов были лидерами мирового спринта.
Я не говорю, что не надо финансировать группу Каминского. Просто логика, что у спринтеров только две гонки, а у остальных 6, поэтому их выступление надо оценивать по более мягким стандартам, хромает на обе ноги. Их ради этих двух гонок и финансировали 4 года, и бежали они только эти две гонки на свежачка, а многие их соперники при этом бежали все гонки и не тренировались специализированно под спринт.
Но Морилов-то последние 2 или 3 года в группе Перевозчикова. И никакого прогресса по сравнению с подготовкой у Каминского нет. Панжинский, к сожалению, не топ-уровень, кроме серебра в Ванкувере ничем не отметился (ну еще бронза ЧМ в командном спринте, вытянутая Крюковым). Петухов выступает вполне себе на своем уровне, в прошлом сезоне выиграл ЧМ, при этом выиграв свою часть эстафеты. У него и раньше были не слишком удачные сезоны.
Зачем финансировать группу Каминского? А затем, что на прошлом ЧМ 2 золота были ТОЛЬКО из этой группы! А у Перевозчикова - "бронза" в эстафете и все. Место Вылегжанина в спринте обусловлено спецификой трассы, так бы вместо него бежал Гафаров. А результаты Устюгова нужно смотреть в следующем сезоне. Пример Ретивых показателен, к сожалению :(
Alex не соглашусь с вами по ряду пунктов:
1. "У Каминского два лыжника за последние годы вышли на топ-уровень – Крюков и Петухов"
В 2010 году Каминский подготовил 4 лыжника топ-уровня: Крюков, Панжинский, Морилов, Петухов. В последние годы все эти лыжники выступали все хуже и хуже. И в итоге в 2014 году перестали быть серьезными претендентами на медали. Все кроме Крюкова. Выходит, что последние 4 года группа Каминского работала на одного лыжника. Но это несправедливо, потому что все четверо очень талантливы и могли бы уехать из Сочи с медалями.
2. "По каким критериям оценивали группу Каминского? Ведь у группы Перевозчикова было 6 гонок, по которым можно судить о подготовке, а у группы Каминского – только 2"
Если рассуждать с такой логикой, то можно тогда сказать, что дистанционщики бежали много гонок, выкладывались, в каждой следующей гонке у них шансы на медаль были ниже, потому что усталость. А спринтеры максимум 2 гонки бежали, а некоторые только одну, поэтому были свежими и могли отработать на 100%. Кроме того возникает вопрос, а зачем тогда финансировать отдельно группу которая бежит только 2 гонки? Ведь у Перевозчикова тренируются лыжники, которые закрывают всю программу ОИ, но при этом его группа получила 2 места в спринте. Так что чьи же тренерские заслуги тогда выше ставить?
Итого получаем суммарную вероятность побед и медалей на всех шести гонках:
всего медалей - 448%, что соответствует 4,5 медалям или, в переводе на железяки, 4-5 медалей.
победы - 154%, что соотвествует 1,5 медалям или, в переводе на железяки, 1-2 медали (!)
Никак статистика не подтверждает 4 золота.
Ну и по эстафетам (надоело по сезонам расписывать, дам общую цифру)
Командный спринт классикой всего 5 гонок/3 медали/2 золота
Вероятность медали 60%, победы - 40%.
Эстафета 4х10 всего 10 гонок/7 медалей/2 золота
Вероятность медали 70%, победы - 20%
Фуф...
Марафон коньком
сезон 10-11/1 гонка/1 медаль/без золота
сезон 11-12/ нет гонок
сезон 12-13/1 гонка/2 медали/1 золото
сезон 13-14/ нет гонок
Вероятность медали в одной гонке - 150% (понимаю, удивляет, но учтите, что в одной гонке может быть несколько медалей), победы - 50%
Скиатлон
сезон 10-11/5 гонок/3 медали/1 золото
сезон 11-12/3 гонки/2 медали/1 золото
сезон 12-13/2 гонки/2 медали/без золота
сезон 13-14/нет гонок
Вероятность медали в одной гонке – 70%, победы – 20%
Всё-таки позволю себе немного "понудеть"...)
Статитика этого олимпийского цикла, начиная с постВанкуверского сезона и заканчивая этим (без учета Олимпиады).
Спринты свободным стилем (учитываю гонки ЧМ, отдельные ЭКМ и гонки в рамках ТдС и мини-туров)
сезон 10-11/7 гонок/2 медали/1 золото
сезон 11-12/7 гонок/5 медалей/2 золота
сезон 12-13/5 гонок/2 медали/без золота
сезон 13-14/6 гонок/3 медали/1 золото
Вероятность медали в одной гонке - 48%, победы - 16%
Разделка классикой (10 или 15 км)
сезон 10-11/5 гонок/3 медали/без золота
сезон 11-12/2 гонки/1 медаль/без золота
сезон 12-13/1 гонка/без медалей/без золота
сезон 13-14/4 гонки/2 медали/1 золото
Вероятность медали в одной гонке - 50%, победы - 8%
P.S. Учтите, что больше половины из этих медалей заработал Легков, который не бежал разделку на ОИ!
Далее...
Осмелюсь оспорить эти выводы... Точечная подготовка к ОИ возможно у некоторых спортсменов не удалась. У нас очень сильная и спринтерская и дистанционная команды у мужиков. Иначе бы мы не ожидали каждый раз от наших хороших выступлений на этапах кубка мира. А это говорит о многом. Не стоит унывать. Нужно постоянно усовершенствовать свою технику, физическую подготовку и работать над психологией. Удачи нашим ребятам и девчонкам!
При всей глубине этого анализа, его все же нельзя назвать объективным. Выскажу кое-какие соображения.
1. По каким критериям оценивали группу Каминского? Ведь у группы Перевозчикова было 6 гонок, по которым можно судить о подготовке, а у группы Каминского - только 2. Тогда надо ввести коэффициент реализации - величину, обратно пропорциональную числу гонок.
2. Давайте все-таки различать заслуги в сольных гонках и в эстафете.
То, что Петухов не получил медаль в спринте никоим образом не показывает, что он в спринте слабее, чем Япаров в дистанции. Поэтому медали в эстафете надо все-таки рассматривать "под микроскопом".
3. Элемент случайности. Давайте не будем считать, что Устюгов боролся за медали, а Петухов и Гафаров не боролись. Гафаров, на мой личный взгляд, был готов не хуже Устюгова. Если побуквоедствовать, то медали у них нет, а говорить о том, что если бы не падение, Устюгов бы взял золото - очень спорно. Как и, кстати, сломанная палка у Легкова в дуатлоне - опять же на мой личный взгляд она не сыграла никакой роли, Легков тогда уже не выглядел свежим и вряд ли бы боролся за призы. С Устюговым тот же вариант - далековато он был от лидеров. Но не будем об этом.
4. Все-таки у Каминского два лыжника за последние годы вышли на топ-уровень - Крюков и Петухов. Для сравнения, у Перевозчикова - один Вылегжанин. Устюгов в этом сезоне неплох, но до уровня Крюкова и Петухова он все-таки не добрался (будем надеяться, что догонит и перегонит их по титулам).
В целом, тем не менее, выводы абсолютно верные, спорт элитного уровня - это не ДЮСШ, тут общие методики и групповые тренировки не пройдут. Готовиться надо самостоятельно или небольшими группами. Хотя, Волженцев, судя по всему готовился вообще один - но, как видно, ему это не помогло. Но опять же, возвращаясь к п.1 - у него был всего один шанс на Олимпиаде, как и у Главатских (другое дело на Главатских-то вряд ли кто-то рассчитывал всерьез).
И последнее - все-таки эйфория от домашней Олимпиады не должна превышать здравого смысла. Я всерьез никогда не рассчитывал на 4 золотых медали у мужиков - просто неоткуда взяться такому количеству по статитстике последних лет! Если проанализировать суммарные результаты сборной на Кубке мира и других топовых соревнованиях - то 2 золота - это реальный уровень наших ребят (отмечу, это ОЧЕНЬ хороший уровень - треть от всех возможных побед в лыжах). В этот раз, если уж честно, Крюков должен был брать золотую медаль в командном спринте - и было бы аккурат 2-2-1, а так 1-3-1, что тоже неплохо! Эффект "своей трассы" в лыжах и биатлоне - это вовсе не то, что в санно-бобслейном спорте. Его практически нет! А со смазкой были у всех как удачные, так и неудачные дни. Так что все были практически в равных условиях. Так откуда 4 золота?))
Ну как-то так)
В посте ниже - не все вставилось, американки - росиянки:
Разделка 10км (18 место ) - (7 место),
Скиатлон (8) - (15),
Масстарт (24) - (15)
Эстафета (9) - (6)
Спринт (9) - (19)
Командный спринт (8) - (6)
По женщинам - американки (см. рывок американок за 4 года, тренировка с норвежками) - не очень удачный пример в контексте данной Олимпиады.
Американки в целом также провалили Олимпиаду.
Да, сравнивать их не очень корректно, с учетом, что американок гораздо слабее финансируют (насколько я раньше читал) - но тем не менее. Сравним их с очевидно провальным выступлением наших :
Разделка 10км - (18 место) > (7 место россиянок),
Скиатлон - (8) (15)
Эстафета (9) > (6)
Спринт (9) (6)
ИТОГО - из 6 дисциплин они были лучше в 2-х. При том, что в составе американок Киккан Рэндалл (№3 в Кубке мира 12/13). То есть у них Рэндал провалила, а Диггинс хорошо выступила ( "зе бест эвэ ЮС ризалт ин дистанц рейсинг":) ). А в целом это команда нашего(низкого) уровня - на границе элитной группы.
Количество медали(лыжи) - мужчины (эстафеты считаем по 1):
1.Швеция -7
2.Россия - 5
3.Норвегия(2),Швейцария(2)
4.Франция(1), Финляндия(1)
Медали с учетом самостоятельности "Швейцарской группы" (условимся, что эстафету "сделал" Легков - поэтому ее не учитываем совсем?):
1.Швеция -7
2.Россия(2),Россия - "Швейцарская группы"(2),Норвегия(2),Швейцария(2)
3.Франция(1), Финляндия(1)
PS По-моему - наши мужики выступили не на "тройку с плюсом", а на твердую четверку! (лучше только Шведы и Колонья:) - поэтому не надо прибедняться.
PPS А женских лыж у нас пока НЕТ - это верно на 99%..
Майя,Василий - интересный обзор!
Здорово было-бы увидеть краткий анализ выступления мужчин Норвегии (возьмем именно мужчин - ведь в статье в основном сделан акцент на мужчинах :), учетом их результатов(лучшее место):
Скиатлон - 3* (* - с учетом "извинения Сундбю":),
Разделка 15км - 6 ,
Спринт 1,
Эстафета - 4,
Командный спринт, мужчины - 4,
Масс-старт, мужчины - 4,
Причем в анализе, если можно - как-нибудь применить выводы, сделанные по российской команде:
1)Современные (норвежские и.т.д.) методики
2)Мини-группы, ориентированные на отдельных спортсменов (Нортуг тренировался самостоятельно?)
3)Климат в команде
Можно отдельно сравнить дистанционщиков и спринтеров.
PS Ну, или хотя-бы просто, оценка - Норвегия, мужчины, сколько - 2, 2+ или 3 ???
Юрий Каминский - отличный, сильный тренер. Но он автаркирован! О чем я? Я читал много его интервью: источник знаний этого замечательного тренера постоянный анализ, а также стремление подсмотреть что-то у норвежцев и других. Он сам много раз говорил, что хотел бы пообщаться с норвежцами, но, дескать, они ничего не говорят.
Я и до отъезда в Норвегию, и в самой Норвегии много раз обращался к тренерам, разным спортивным специалистам и всегда получал качественные консультации и обсуждения. Но а) нужно знать язык (английский, как минимум), б) очень желательно ездить по миру, участвовать в семинарах, тренерских конференциях, мастер-классах. Норвежцы, шведы, швейцары и т.д. так и поступают! Постоянно повышают свою квалификацию не путем чтения "Лыжный спорт" и подсматривания у конкурентов, а путем полноценной коллективной интеллектуальной работы. Это миф, что зарубежные тренеры все держат в секрете, что никто там делиться информацией не хочет. Это просто шпиономания и шпионофобия! Мир - ОТКРЫТ. Это реальность современного спорта. У норвежцев, кстати, открытость тренерский методик - это позиция силы: приезжайте и тренируйтесь вместе с нами. Позиция слабости - что-то подсмотреть и до могилы в строжайшем секрете эксплуатировать находку.
И только путем стажировок наших спортсменов и тренеров за рубежом, контакта с ведущими спортивными физиологами (российских среди них, увы, нет - в 99% одна лженаука и псевдонаука осталась), обмена опытом можно расти.
Вот в каком положении оказался талантливый тренер Юрий Каминский - он один пытается что-то изобрести, оптимизировать тренировочный процесс, а те же норвежцы аккумулируют мировой опыт.
В целом, статья Василия и Майи дельная.
По Каминскому трудно согласиться. Спринтеры наши ничего не выиграли не потому, что были плохо готовы, а потому, что шведы и норвежцы были готовы как-то очень уж феноменально. Посмотрите кто выше наших в протоколах (итоговом и квалификации). Что делать, если не знаем мы секрета как подвестись к олимпиаде в такой форме, в которой ни разу в жизни не был, да еще сразу всей командой.
статья по делу.люди,что вы пишите- Александр сразу же дал интервью и поблагодарил всех.воновался.плакал.хрипел.и Изабель обнял,и Рето вспомнил и Мутко поблагодарил за доверие.наберите на ютуб и увидите.Кстати в скиран уже Василий вроде выкидывал это.Саня- монстр!!!
Спасибо за отличную статью!
Спасибо большое Василию и Майе за статью. Хотелось бы еще услышать ваше общее мнение об олимпиаде в целом с ее плюсами и минусами. Спасибо.
Легков говорил про них в интервью
Конечно, хотел бы продолжить тренироваться с Рето. Будем разговаривать с ним и Изабель весной, готовы ли они пойти на это. Потому что они отдали 150 процентов всего, что вообще возможно. Эти люди отдали все, что у них было – и сделали это для России, вот это важно
skirun.ru/2014/02/23/legkov-interviu-pobeda-lyazniy-marafon-sochi-2014/#ixzz2uBNHXG6c
Ее Трифанов упомянул, а не Легков.
Ростислав, Александр упомянул их в интервью "России 24" сразу после гонки.
Хорошо бы закончить с совмещением постов главного тренера и руководителя федерации.!
Спасибо за статью, Василий и Майя. Вот бы ее еще спортивное руководство увидело!
Василий, спасибо за оперативный анализ.
Наверное, из дипломатических соображений не стал анализировать принципы формирования заявок на гонки.
Я просто помню первые статьи на скиране о начале работы Изабель с Легковым.Я даже представить себе не могу,через что им пришлось пройти ! Видимо Кнауте очень упорный человек...А сколько грязи на нее и тренера выливали после каждого срыва Легкова??Теперь все недоброжелатели - хлебайте свою же грязь,вы с нею и остались,а группа Бургемайстера - с медалями.ПОЗДРАВЛЯЕМ !!!!Вася,Майя - я знаю,что вы верили.А мне очень хотелось,чтобы эта группа доказала,что теперь ТОЛЬКО современный подход (спортсмен+тренер+физиотерапевт) - это железный путь к успеху.Я могу преположить,сколько здоровья ,,положила" на алтарь Кнауте ради этих медалей.Тем более удивительно мне,что Легков в своих интервью пока ни словом не отметил ни Кнауте,ни Тренера..